Приключения Незнайки в солнечном Шанхае

Экспо-2010Почему президент Медведев распорядился радикально переделать российский павильон на ЭКСПО-2010?

Когда слышишь о Всемирной выставке – на ум сразу приходит Эйфелева башня, построенная в 1889 году к такой вот, мировой, выставке в Париже и ставшая с тех пор главным символом Франции.

И сегодня Всемирная выставка – грандиозное мероприятие, в котором принимают участие большинство государств мира. Да и проводится выставка лишь раз в пять лет с привлечением гигантских средств и усилий, как материальных, так и творческих.

В этом году Всемирная выставка открылась 1 мая в Шанхае под девизом «Лучше город, лучше жизнь». Это символично, потому что Шанхай – не просто великолепный город, мегаполис будущего, где 20-миллионное население живет и работает в современных небоскребах (спроектированных западными архитекторами), ходит по изумительно чистым улицам, гуляет в многочисленных нарядных парках. Более наглядной иллюстрации мысли о том, что чем лучше город, тем лучше жизнь, просто не придумаешь.

Икра, водка, хохлома
Территория, выделенная под ЭКСПО-2010, занимает 530 гектаров, и каждый день на выставку приходит более полумиллиона человек. Люди – в основном это китайцы из разных регионов страны – занимают очередь рано утром, чтобы попасть внутрь, дай бог, через пять-шесть часов, а там уже бродить от павильона к павильону 192 стран-участниц. Жара стоит, как в августовской Москве, плюс 34-36, влажный жаркий воздух чуть подрагивает и переливается в зеркальных окнах небоскребов, тысячи людей с зонтиками и складными стульчиками (местные торговцы продают их тут же по 30-40 юаней, это около 5 долларов), с запасом бутербродов и воды терпеливо ждут возможности увидеть лучшее, что есть в современной цивилизации. Все организовано четко, даже нам, членам российской делегации со специальными пропусками, нельзя было ни на минуту опаздывать на запланированные туры по павильонам.

 Тройка павильонов-лидеров – Китай, Саудовская Аравия, Япония. Неплохо, казалось, шла и Россия – шестая по посещаемости. Как вдруг – указание президента России: срочно изменить экспозицию павильона, выделить на эти цели из бюджета дополнительно 700 миллионов рублей. Такое случилось впервые за последние 40 лет участия нашей страны во Всемирных выставках. Причем на экспозицию уже затрачен 1 миллиард 100 миллионов рублей, да и четыре из шести месяцев работы ЭКСПО-2010 позади. Что произошло?

Есть мнение, что недовольство вызвал Незнайка. Конечно, не сам по себе – персонаж он давно всем известный и, по-своему, харизматичный, – а то обстоятельство, что по замыслу авторов российского павильона он был выбран символизировать нашу страну на ЭКСПО. Идея действительно спорная: ведь до сих пор не разобрались даже, как правильно передать смысл его имени при помощи китайских иероглифов. То ли это «маленький невежда»: именно так переводили имя Незнайки в 1990-е годы в Китае, когда комиксы о жизни забавных обитателей Цветочного города были здесь очень популярны. То ли – «пока незнающий, но стремящийся к знаниям»: именно такая «трактовка» дана Незнайке устроителями российской экспозиции. По их мысли, этот герой выражает две основных идеи российской экспозиции: «хочу все знать» и «лучший город – это тот, о котором пока мечтаешь».

Сам российский павильон построен в виде «белокаменного» сооружения с двенадцатью башнями, призванными выразить цикличность времени и жизни. Первый этаж отдан под экспозиции регионов (их уже сменилось более полутора десятков), Росатома, «РОСНАНО»; также здесь обустроена зона для деловых переговоров и встреч, где, к слову, мы проводили наши заседания с членами «ЭКСПО-VIP» клуба. Сектора разграничены большими красочными фантазийными макетами зданий будущего, сочиненными российскими детьми: это очень впечатляющая часть интерьера.

Плавный переход на второй этаж – и оказываешься в экзотическом лесу с гигантскими цветами и ягодами ярких, несколько кислотных расцветок. Это и есть «Солнечный город», где злополучный Незнайка в качестве гида ведет интерактивную презентацию пяти президентских программ, посвященных соответственно электроэнергетике, информатике, медицине, космосу, атомной энергетике. Надо признаться, что на первый взгляд российский павильон производит неплохое впечатление – все здесь сделано ярко и броско. Но, проанализировав собственные впечатления, понимаешь: яркость яркостью, но выставка – это возможность показать всему миру наши достижения. Где они? Вот, к примеру, экспозиция Росатома: плавучая атомная станция, спроектированная лет пятнадцать назад; приливные электростанции, которым все сорок… О таких «достижениях», как двухметровые матрешки из Нижнего Новгорода, и говорить не стоит.

Кто же занимается созданием образа современной России? Неужели «наше все» – это икра, водка и хохлома? Или все-таки «еще» мы пытаемся возродить Северный морской путь, готовим Олимпиаду в Сочи, реализуем инновационный проект «Сколково»? Судя по экспозиции, где пустота содержания прикрыта яркими декорациями, никто из «государевых людей» обо всем этом и не задумывался.

У семи нянек
Сначала подготовкой к Шанхаю занималось Министерство экономического развития, а с 2008 года ЭКСПО «перебросили» на Министерство промышленности и торговли. Еще в 2006 году кремлевские чиновники решили особо не «потеть» и собирались арендовать у китайцев две тысячи квадратных метров в общем «бараке». То есть «размах» планировался на уровне самых небогатых стран Южной Америки и Азии. Потом, когда профессионалы-выставочники забросали правительство письмами о важности подобных мероприятий для международного имиджа России, было принято решение строить отдельный павильон. Но тут разразился кризис, и стало понятно, что спонсорских денег в достаточном количестве не видать. Пока изыскивали средства в бюджете, прошло еще около года.

Главному оператору ЭКСПО, ОАО «ГАО ВВЦ», удалось за остававшиеся до открытия выставки полтора года (нереально мало, по мнению профессионалов) заключить контракт на аренду земли и начать строиться. К сожалению, концепцию пришлось менять на ходу. Были вбиты сваи, построены стены, до открытия павильона оставалось уже меньше года, когда заказчик, Министерство промышленности и торговли, предложил новую идею известного сценографа Бориса Краснова – пресловутый Солнечный город с Незнайкой и компанией.

Минпромторг за Незнайку уцепился охотно. «Идея сказки, – написано в пресс-релизах Минпромторга, – наилучшим образом отражает заявленную организаторами тему… и позволит привлечь значительное количество посетителей в павильон, в том числе и детей, для которых специально придумано увлекательное путешествие по сказочному городу. Сквозной линией идеологии павильона будет демонстрация нового будущего России, ее инновационного потенциала как в разработках, так и в части людей, креативных, изобретательных, стремящихся к познанию».

О концепции можно спорить, бесспорно одно: вырабатывать ее, утверждать, формулировать задание нужно вовремя, а не за несколько месяцев до вернисажа. Равно как и назначать ответственных людей и организации, выделять средства и т. д. и т.п.

Опытные специалисты по выставкам из московского ГВК «Экспоцентр» с самого начала говорили, что нельзя строить экспозицию по принципу театральной декорации. Генеральный директор «Экспоцентра» Владислав Малькевич на заседании «ЭКСПО-VIP» клуба, высказался определенно: «ЭКСПО-2010 – это то место, где собраны самые продвинутые технологии. Из этого мы и должны исходить при формировании экспозиции».

Поэтому, конечно, проблема не только в бедном Незнайке как главном символе современной России. Проблема в том, что никакого «инновационного потенциала» в российском павильоне не видно. Вот отзывы некоторых посетителей: «Захожу в российский павильон, а там из всех регионов представлен только Ямало-Ненецкий автономный округ. Подхожу к гиду и спрашиваю, почему представлен только Ямал. Гид ответила: «Во-первых, там добывается больше всего нефти и газа, во-вторых, там самое большое стадо оленей…» Неужели это все, что может презентовать Россия на тему будущего современных городов?

Увы, но точно так же проводят и другие наши национальные выставки. Провалилась выставка в Чикаго, провалилась выставка в Париже…

В Чикаго со своим ковриком
Провести российскую национальную выставку в США правительство России решило 31 января 2009 года. Организатором назначили тот же Минпромторг. Основная идея: отметить 200-летие установления дипломатических отношений и внести вклад в их «перезагрузку». Еще экспозиция должна была продемонстрировать, что в сфере инновационных технологий Россия наконец-то перешла от манифестов к делу. Одну из задач выставки обозначили так: объяснить американцам и эмигрантам, что Россия поменялась. Стали объяснять.

Местом проведения выбрали Чикаго — там не только штаб-квартиры ряда транснациональных корпораций, но и русскоязычных чуть не миллион. На организацию выставки выделили 30,5 миллиона рублей — миллион долларов. Для настоящей выставки маловато.

Со сроками организаторы сразу попали в цейтнот: 31 января 2009 года появляется распоряжение правительства, но лишь 19 июня 2009-го Минпромторг известило о завершении тендера на выбор выставочного оператора. За оставшиеся пять месяцев организовать что-либо серьезное было нереально. Выставка провалилась, ее тоже оценили как национальный позор. По крайней мере, такая оценка, утверждают наши источники, содержалась в официальном документе нашего посольства, направленном по инстанции.

Президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей Алексеев, выступая на конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), был резок: «Вместо заявленных 130 компаний участвовали 30, на стендах «в лучших» традициях прошлого были представлены всего лишь плакаты о наших достижениях. Из экспозиции трудно было понять цели и отраслевые приоритеты. Из комментариев посла России в США Сергея Ивановича Кисляка можно сделать вывод: выставка была проведена «для галочки». Да иначе и быть не могло, ведь согласно нашему (Федеральному закону) ФЗ-94 представить имидж современной России дано тому, кто предложил самую низкую цену за организацию проведения мероприятия, да и конкурс был проведен за несколько месяцев до позора, хотя всем известно, что такие мероприятия надо готовить 1,5-2 года».

Судя по тому, как описывали выставку в Чикаго посетители, это действительно было позорное зрелище. Например, там были представлены компании, торгующие сталью и трубами, хотя американский рынок закрыт для них заградительными пошлинами. Не менее нелепо выглядела на выставке и российская компания, предлагавшая энергосберегающие технологии для домов индивидуальной застройки: представители этой «инновационной» конторы открыто признавали, что ее технологии дороже американских и тамошнему рынку не интересны в принципе. Зачем тогда приехали? Смех вызвала российская компания, притащившая на выставку... ракетное сопло. «Зачем?» — вопрошал один из посетителей. — «А чтоб знали!»

Но самое большое недоумение вызвал в Чикаго стенд Федеральной службы по труду и занятости (ФСТЗ). Отдельные шутники из числа эмигрантов даже предположили, что ФСТЗ будет им работу предлагать...

Не меньше ехидных стрел было пущено и в стенды, посвященные русской культуре: платки по фантастическим ценам, жостовские подносы, елочные игрушки и ковры тюменской мануфактуры. По телевизору крутили ролик о том, как делают эти ковры: их ткут на древних станках дряхлые бабушки... Ничего не скажешь: убедительная демонстрация российского прогресса с инновациями!

Междусобойчик вместо конкурса
В провале чикагской эпопеи многое поясняет реплика президента РСВЯ Сергея Алексеева: «Привлечение неподготовленных фирм-организаторов, иногда аффилированных с заказчиком, стало настоящим бедствием для России».
Валерий Барулин, вице-президент РСВЯ, гендиректор Всероссийского ЗАО «Нижегородская ярмарка», тоже высказался на этот счет: «Конкурс выиграла фирма, которая известна тем, что разрабатывает программы для бухучета. Другой деятельности у них нет. Штат сотрудников — 4 человека. Всем известен результат. Зато профессиональные выставочные комплексы, которые находятся на рынке уже много лет, имеют огромный опыт работы, квалифицированный штат сотрудников, инфраструктуру, не могут выиграть ни одного конкурса».

Вячеслав Мельник, главный эксперт «Экспоцентра», специалист с 30-летним опытом организации выставок, подтвердил в нашем разговоре: при проведении тендеров вопрос качества, как и проблема репутации, профессионализма и опыта, остается «на втором плане».

Судя по документам, выставочным оператором для выставки в Чикаго по результатам «открытого конкурса» 19 июня 2009 года Минпромторг выбрал ООО «Интеллектуальные ресурсы». Чем руководствовалась комиссия министерства, остается загадкой, потому что это ООО к выставочной деятельности имеет отдаленное отношение. Компания «Интеллектуальные ресурсы» создана в 1997 году, ее учредители — Московский институт стали и сплавов и группа частных лиц. Это ООО входит в группу RUSMET. Сначала компания специализировалась лишь на покупке-продаже стали, в 2006 году занялась еще и нефтепродуктами, в 2007-м к ним добавился цементный бизнес и операции со стройматериалами, а в 2009-м — еще и зерно с аэрокосмической отраслью впридачу. Помимо торговли металлом и цементом, фирма занимается разработкой корпоративных сайтов, подбором персонала для металлургических компаний и корпоративному обучению сотрудников для них же. Ничего не скажешь, широкий профиль, но какое он имеет отношение к выставочной деятельности?

В какой-то степени на вопрос отвечает имеющийся в редакции документ, адресованный председателю правительства РФ Владимиру Путину. Автор послания, направленного по горячим следам чикагского позора, – тот же Вячеслав Мельник.
Эксперт, приведя в качестве аналогии трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, напомнил: одной из ее причин стала поставка некачественного оборудования организацией, совершенно не известной профессионалам, но умудрившейся выиграть тендер. После чего пишет: «Эта порочная система, наверное, связанная с коррупцией, существует и в отношении российских информационных и имиджевых мероприятий за рубежом». В качестве конкретного примера Мельник приводит «чикагскую историю»: «К тендеру были допущены шесть организаций. Из них две крупные известные выставочные организации, две менее известные и менее опытные, и две неизвестные на выставочном рынке. И что же? «Победила» одна из неизвестных, непрофессиональная». «Какого изменения в имидже мы, в первую очередь Минпромторг РФ, проводивший тендер, желаем добиться — отрицательного? — недоуменно вопрошает эксперт. — Очередная выставка без рекламы, без качественной насыщенной экспозиции, без соответствующего архитектурного и художественного оформления, без посетителей — это позор, «междусобойчик», неэффективное использование государственных и внебюджетных средств. Такой отрицательный опыт российских национальных выставок в последнее время нас ничему не учит».

Птица счастья вчерашнего дня
Что показал и следующий провал, уже парижский. Замыслы организаторов национальной выставки России были грандиозны: представить образ страны совершенно по-новому, неординарно, без стереотипов. То есть без водки, матрешки и балалайки. Новый светлый образ должен был быть, разумеется, инновационный.

К реализации замысла подключили сценографа Бориса Краснова. От размаха его творческой и инженерной мысли, как писали потом газеты, «обалдели все» – и прежде всего посетивший выставку премьер Путин. Операторы и фотографы запечатлели, как премьер, обычно не лезущий за острым словцом в карман, буквально потерял дар речи, увидев фундаментальную основу российской экспозиции. Указуя перстом на огромных матрешек, он лишь прошептал: «Что это?!»
При этом даже матрешки были сделаны тяп-ляп: не расписаны, а обклеены принтами а-ля хохлома и гжель. Рядом с ними красовались четырехметровые скульптуры Атоса, Арамиса, Портоса и д`Артаньяна работы Зураба Церетели. Они-то какое отношение к России имеют? Над всем этим пестрым сборищем парила «Птица счастья» размером со стратегический бомбардировщик.

Увидев все это, премьер, надо полагать, горько пожалел о своих словах, сказанных на открытии парижского павильона: «Вы ознакомитесь не только с тем, чем гордится Россия на сегодняшний день, но и с нашими возможностями, устремленными в ХХI век».

В XXI век, видимо, устремлены украшавшие экспозицию ВАЗ-2121 «Нива», которую выпускают с 1977 года, и макет самолета Sukhoi Superjet 100, который никак не могут запустить в серийное производство.

Историю парижского тендера отсчитывают с 30 декабря 2009 года, когда вышло распоряжение правительства, на проведение выставки выделили 229 136 800 рублей. Но на носу уже был Новый год, потом грянули каникулы, Рождество и до конца января 2010 года никто палец о палец не ударил. Сам тендер Минпромторг завершил 16 марта 2010 года — до открытия выставки в Париже оставалось менее трех месяцев.

Заявки на парижский тендер подали уже знакомые нам металлурги — «Интеллектуальные ресурсы», а также ОАО «Зарубеж-Экспо» (известное организацией нескольких российских промышленных выставок в Иордании) и ООО «ИНКОННЕКТ». Минпромторг присудил победу фирме «ИНКОННЕКТ».

Но и послужной список этой фирмы дает не слишком убедительные основания для того, чтобы отнести ее к разряду признанных профи в выставочном деле. Конечно, в сравнении с «Интеллектуальными ресурсами» «ИНКОННЕКТ» смотрится неплохо, но не более того. В ее активе участие в узкоспециализированных выставках в странах третьего мира — Ираке, Иране, Сирии, Индии, Перу, Танзании, Панаме...

Но даже в этом «легком весе» выставочного дела фирма работает лишь восьмой год, а до этого занималась консалтингом. Как эта компания сумела пробиться на вершину бизнеса? «В далеком 1997 году, — читаем на ее сайте, — когда были фактически утеряны все деловые связи, а российские компании исчезли с рынков других стран, «ИНКОННЕКТ», подобно ледоколу в суровом океане, прокладывал дорогу к правительственным чиновникам». «Прокладывал дорогу к правительственным чиновникам»: как говорится в известном фильме, этим многое сказано.

Кладбище динозавров
Чикаго-2009, Париж-2010, ЭКСПО-2010... Тревожный звонок, впрочем, прозвенел еще на ЭКСПО-2005 в Нагано (Япония). Тогда образ России тоже решили представить миру «творчески». Потому экспозиция и должна была «отразить способности России к решению глобальных задач, стоящих перед человечеством в аспекте темы, предложенной организаторами ЭКСПО». На демонстрацию глобальных способностей из госбюджета выдали 8,4 миллиона долларов.

Особо мудрить над темой ЭКСПО-2005 — «Мудрость природы» (простите за тавтологию) — не стали. «Гвоздем» экспозиции стал мамонт. Точнее, его голова, вовремя откопанная в Усть-Янском районе Якутии. Велика Россия, но как-то наши выставочники на одном «пятачке» толкутся: то Ямало-Ненецкий округ, то Якутия…

Пресса о «выступлении» на ЭКСПО-2005 написала едко: «В центре павильона лежала мумия мамонта, с бивнями, в шерсти. И у посетителей складывалось впечатление, что Россия — это кладбище динозавров».

Еще в Нагано привезли модели «новых пилотируемых космических кораблей многоразового использования», при виде которых сразу вспоминалась «Операция «Ы»: «Давай, бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр». Отыскать следы «способности к решению глобальных задач» в этих шаттлах, разработанных еще в советское время, непросто. Их годами таскают по всевозможным авиасалонам, каждый раз выдавая за нечто новейшее и столь же дежурно обещая: все это вот-вот пойдет в серию и полетит...

Не надо быть экспертом, чтобы понять: так формировать образ страны за рубежом нельзя. Лучше никакой, чем такой – с мамонтами, матрешками и тремя мушкетерами. Все последние международные выставки стали для России провалами, но это сходит с рук их организаторам, распределителям средств, устроителям тендеров. Право же, похоже, бизнес по организации всемирных выставок оказался в руках Незнаек. Они, конечно, себе на уме, эти незнайки, и хорошо знают, как «проложить дорогу к правительственным чиновникам». Но этим, увы, их знания и ограничиваются. Им, конечно, и этого достаточно, а вот для страны их деятельность оборачивается одним «национальным позором» за другим.

…А китайцам наш павильон очень даже нравится. И не лень им отстоять еще одну очередь, чтобы сводить детей в «Солнечный город», сфотографироваться с гигантскими лютиками, послушать ханты-мансийские песни. По 45 тысяч человек проходит каждый день через российский павильон. Все же, похоже, действительно, русский с китайцем – дружба навек.

Шанхай – Москва

Вероника Хильчевская, Владимир Воронов

Статьи о всемирной выставке
«ЭКСПО-2010»

013.jpgЖивая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.



МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Экспо-2010Солнечный город без Незнайки
«Известия», 21 сентября 2010 г.





015.jpgПриключения Незнайки в солнечном Шанхае
«Совершенно секретно», октябрь 2010 г.