Солнечный город без Незнайки

«Известия», 21 сентября 2010 г.
Елена Овчаренко

010.jpgВ Китае продолжает работу Всемирная выставка ЭКСПО-2010. Как известно, российский президент потребовал доработать экспозицию нашего павильона, усилить ее за счет современных технических средств и достижений. Чтобы посмотреть, что происходит на российской "площадке", в солнечный Шанхай отправилась корреспондент "Известий" Елена Овчаренко.

С чем сравнить ЭКСПО? Пожалуй, с Олимпийскими играми, в которых участвуют абсолютно все страны. Только всемирная выставка - событие еще более затратное. И тем не менее в Шанхай приехали 192 страны. Тема нынешней выставки "Лучше город - лучше жизнь", которая открылась 1 мая, органична для Шанхая, суперсовременного и к тому же уникального мегаполиса. Представьте: в городе с 20-миллионным населением трудолюбивые китайцы за 18 лет построили метрополитен с 275 станциями. Шанхайские небоскребы - произведения градостроения. Проектировали их западные архитекторы, но делали это для очень взыскательного заказчика. На одном из небоскребов мы увидели "жемчужину" - ту самую, с которой по преданиям играет китайский дракон. Всю панораму высоток можно сравнить с ожерельем. Я к тому, что выставку про города будущего вписали в абсолютно естественные декорации.

В день через ЭКСПО, расположившуюся на 530 гектарах, проходит полмиллиона человек. Простоять при этом в очереди надо примерно шесть часов. У каждого посетителя в руках зонтик и складная табуретка. Жара между тем 33-35 градусов. Билет для иностранца стоит $35, для китайцев предприятия на семью выделяют один бесплатный билет, каждый следующий стоит $25.

Лидеров посещаемости несколько, причем Россия входит в первую шестерку. Но самый популярный - павильон китайских провинций, построенный в виде красной пагоды, то есть символа счастья. Не странно ли, отмучившись в очереди, первым делом рваться в свой национальный павильон? Как объясняют сами китайцы, у них нет особых возможностей и денег для путешествий по своей стране. А в красной пагоде каждая провинция воспроизвела шедевры своей архитектуры либо типичный городской уголок, показывает фильм о достижениях и практически непременно выставила "зрелищную" декорацию - тигра в натуральную величину, терракотового солдата или хотя бы гигантскую парочку грифонов, которые всюду разные. Прием простодушный, но безотказный - каждый посетитель крепко сжимает в руках камеру и, кажется, не столько разглядывает, сколько запечатлевается на фоне диковин.

ЭКСПО - в первую очередь имиджевая вещь. Драгоценная витрина, которой надо правильно распорядиться. Самый дорогой павильон представила Саудовская Аравия. Говорят, он обошелся в $130 миллионов. Фактически это коллективное путешествие из прошлого в будущее и одновременно по стране в формате 3-4D, но без очков и с безупречным качеством спецэффектов.

Японский павильон тоже очень популярен и внешне напоминает розового мультперсонажа с двумя асимметричными рожками. Японцы решили сделать главной темой сбережение ресурсов, природу и роботов. Однако концепт-разработок в нем нет, а робот-ведущий лишь плавно размахивает руками и крутит головой в такт закадровому тексту. Недоброжелатели предполагают, что японцы побоялись везти сюда самые крутые разработки, чтобы не обнаружить их потом в китайском исполнении на всех "черкизонах" мира.

Французы и итальянцы пошли по абсолютно традиционному и "бюджетному" пути. Хотя дизайн павильонов, естественно, великолепен. Итальянцы на гигантской стене закрепили вертикально стулья и музыкальные инструменты, сымитировав сцену перед репетицией оркестра. Манекены в три человеческих роста одеты в наряды от Дольче и Габбана, а дополняет эту красоту гигантская туфелька на шпильке.

Французы воспроизводят на стенах виды Парижа с полной иллюзией того, что ты снимаешься в самом городе.

Уголок России убрали цветами

Известие о том, что российский павильон представляет на ЭКСПО Незнайка, всколыхнуло публику. Добрыня Никитич и даже Тугарин Змей показались на его фоне менее спорными персонажами. Кстати, до сих пор не прояснен вопрос, как именно в силу специфики иероглифов имя героя Николая Носова переводится на китайский. По одной версии, в конце 1950-х в Китае были популярны комиксы о Цветочном городе, в которых мальчик фигурировал как "маленький невежда". По другой - как "пока не знающий, но стремящийся к знаниям". Зато доподлинно известно, что двойная идея российской экспозиции сформулирована как "хочувсе знать" и "лучший город - это тот, о котором пока только мечтаешь". В результате был построен "белокаменный" павильон с 12 башнями - по числу часов, месяцев и т.д., - символизирующий круг жизни. На первом этаже сделаны большие красочные макеты зданий будущего, которые нарисовали российские дети. На электронных панелях они объясняют, почему видят этот город именно таким. Кроме того, собственно в башнях расположены экспозиции Москвы, "Росатома", "Роснано", зона для деловых встреч и переговоров, сменные экспозиции регионов. А в центре павильона тянутся ввысь гигантские яркие цветы и ягоды, которые сопровождают посетителя на второй этаж, который, собственно, и является "Солнечным городом". Там-то и обнаружился злополучный Незнайка - на двух мониторах в качестве гида, предваряющего интерактивный рассказ детей о пяти президентских программах (энергетика, информатика, медицина, космос, атомная энергетика). Китайцам наш павильон нравится. Они с упоением фотографируются и стоят в очереди к прибору, который замеряет радиационный фон в организме. Очень интересна карта, которая интерактивно показывает режим работы российских АЭС. Толпится народ и в разделе "Москва". "Солнечный город" второго этажа интереснее детям и больше напоминает декорации. Нагрузка в 45 тысяч посетителей ежедневно не ослабевает. Это серьезный показатель, который рождается из "народной молвы" и отзывов СМИ. А на прошлой неделе, в местный День учителя, китайские педагоги признали наш павильон самым интересным для школьников на всей ЭКСПО. Так чего же не хватает?

Хотели как лучше, а получился павильон

"Шанхайский барс", как мы помним, выгодно подчеркивал достоинства своей хозяйки. Так же выходили из положения десятки небогатых стран, прибывших на ЭКСПО: деньги надо экономить, да и современных достижений маловато. В грузинском павильоне мы обнаружили трех китаянок, продающих вина неизвестных нам грузинских марок. Стены армянского павильона были украшены фотографиями старинных и современных реальных зданий, а в центре был помещен макет города, состоящего из кварталов-стран. Латвия устроила у себя трубу, в которой летали двое мужчин. Кстати, получилось очень оригинально.

Но подобные решения не подходили для России с ее большим потенциалом и амбициозной программой на будущее. Убрать Незнайку с мониторов легко. Трудно ответить на главный вопрос: а кто вообще должен на практике заниматься созданием образа России для внешнего мира? Решать, стоит ли нам позиционировать себя как родину хохломы или как государство, возрождающее Северный морской путь? Будем ли мы только развлекать посетителей или поражать их своей интеллектуальной мощью?

Так глобально вопрос не стоял. Подготовкой к Шанхаю занималось вначале Министерство экономического развития, а с 2008-го - Министерство промышленности и торговли во главе с Виктором Христенко. Хотя речь, повторюсь, шла об имиджевом проекте государства, а не отдельного ведомства или региона.

48 стран сразу решили строить на выставке собственные павильоны. Но Россия первоначально была намерена арендовать у китайцев 2 тысячи метров в "коммуналке" без архитектуры - фактически в простой коробке. Так поступили, к примеру, Вьетнам и целый ряд беднейших стран Южной Америки.

Только после переписки с правительством было принято решение все же строиться, причем за счет спонсорских средств. Тут разразился кризис. Спонсоры отказались, как и многие участники экспозиции из регионов, - слишком затратное это дело. В итоге из бюджета было выделено 1 млрд 100 млн рублей. Главным оператором выступало ОАО "ГАО ВВЦ". Провели конкурс на проект павильона. Контракт на аренду земли заключили только в мае 2009 года, с большим опозданием начали строиться. По сути, потеряли два года. А вот концепцию, которая первоначально определялась как "Путешествие по России", пришлось срочно менять. Сваи были уже вбиты, и концепцию буквально втискивали в будущие стены. До открытия ЭКСПО оставалось меньше года.

Отборочную комиссию в Москве прошло внутреннее решение нашего павильона, предложенное фирмой известного сценографа Бориса Краснова. Допустим, гигантский "сад и огород" столь же небесспорен, как и исполинские матрешки, привезенные в Париж на открытие Года России во Франции. Но какая инстанция и на каком этапе должна четко сформулировать, как именно ставятся задачи? Каковы концепция и идеология экспозиции? А потом добиваться, чтобы деньги на исполнение выделялись в срок и в полном объеме? Может ли с этим справиться комиссия при отдельно взятом министерстве, к тому же далеком от проблем имиджа и идеологии страны? Заказчик и выставочник - разные люди, даже если речь идет об экспозиции в краеведческом музее.

Опытные специалисты по выставкам из московского ЦВК "Экспоцентр" изначально понимали, что не годится создавать экспозиции в виде туристических открыток. Вот что говорил его главный эксперт Вячеслав Мельник: "Нужно помочь насытить нашу экспозицию не абстрактными фантазиями, а конкретными предложениями, пусть посредством аудио- и видеопоказа, информационно-справочных ресурсов. На прошлых ЭКСПО Россия показывала конкретные научно-технические разработки, проекты будущего, а не фантазии детей".

Генеральный директор ЦВК "Экспоцентр" Владислав Малькевич за два месяца до открытия выставки провел заседание "Экспо-VIP" клуба, объединяющего лучших профессионалов этой отрасли. Оно было целиком посвящено Шанхаю. Малькевич напомнил: "ЭКСПО-2010 является тем местом и проводится в то время, где и когда собраны самые продвинутые технологии. Все это должно стать частью нашего профессионального арсенала".

Однако время работало против создателей экспозиции. Пример: конкурс на проект павильона выиграло малоизвестное архитектурное бюро. Технологическая реализация здания оказалась чрезвычайно сложна. Четыре раза пришлось менять в Китае фирмы, которые делали фасады со сложным изготовлением лемехов - требовалось грамотно закрепить 22 тысячи колышущихся элементов. Если бы при проведении конкурса в России существовал квалификационный отбор, подобные "неудобства" проявились бы до определения победителя. Но тут строители были поставлены перед фактом.

И президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков, и гендиректор "Экспоцентра" Владислав Малькевич, и другие российские эксперты-выставочники сходятся во мнении: то, что российский павильон существует и пользуется такой популярностью, - уже пример искусства невозможного.

Но абсолютно закономерно и поручение российского президента - внести в кратчайшие сроки изменения в экспозицию. В ней должны быть более широко представлены наши технологические и инновационные достижения, проекты "Сочи-2014", "Сколково", Северо-Кавказского кластера. Доработки обойдутся в 700 миллионов рублей. Огромная сумма, но урок того стоит.

Самый популярный на ЭКСПО павильон китайских инноваций (фото: Елена Овчаренко / Известия)

Платье от Дольче и Габбана к лицу любой китаянке (фото: Елена Овчаренко / Известия)

Статьи о всемирной выставке
«ЭКСПО-2010»

013.jpgЖивая связь
Известия», 24 сентября 2010 г.



МАЛЬКЕВИЧ Владислав Леонидович
Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр», д.э.н., к.т.н.



Экспо-2010Солнечный город без Незнайки
«Известия», 21 сентября 2010 г.





015.jpgПриключения Незнайки в солнечном Шанхае
«Совершенно секретно», октябрь 2010 г.